Гостевой доступ
Далеко не всегда «деньги - наше всё». И может так статься, что вы захотите пускать своих клиентов в интернет абсолютно бесплатно. Конечно, можно просто напечатать ваучеров и раздавать их клиентам даром. Но зачем в таком случае тратить время, внимание, бумагу и т.д. на то, не приносит денег? Вот если бы клиент просто нажимал кнопку!...
Конечно, может возникнуть вопрос «А зачем?». Один из вариантов ответа, как ни парадоксально это звучит, - чтобы побольше продавать ваучеров за деньги! Ведь у каждого клиента, в первый раз подключившегося к вашему хотспоту, могут возникать вполне резонные сомнения - «А вдруг интернет здесь некачественный? Стоит ли вообще платить за него?» и так далее в том же духе... Вот для таких сомневающихся бесплатный гостевой доступ позволит провести «тест-драйв» вашего хотспота и окончательно рассеять все сомнения.
С другой стороны, система гостевого доступа может быть использована для:
- Показа клиентам статической рекламы с последующим доступом в интернет;
- Показа клиентам рекламных видео-материалов с последующим доступом в интернет;
А теперь перейдем непосредственно к процедуре гостевого доступа. На данном этапе модифицированная версия программы Easyhotspot (а точнее, весь комплекс программ сервера хотспота) позволит вам легко и просто организовать именно такой «контролируемый» гостевой доступ в интернет на вашем хотспоте. Да-да! В итоге, как вы и хотели, клиент будет просто нажимать кнопку и попадать в интернет. А вы - не будете отвлекаться по пустякам!
Как это выглядит? Когда в системе включен гостевой доступ, внешний вид страницы авторизации немного меняется. В меню авторизации появляется дополнительная закладка «Бесплатно». При этом, если ее открыть, то клиенты увидитя с одной стороны, параметры, с которыми они будут получать гостевой доступ в интернет, а с другой - кнопку с таким же самым названием. Но, хватит слов! Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По этому, просто привожу скриншот страницы авторизации с включенным гостевым входом:
Ролик, размещенный на Youtube, и показывающий процедуру гостевой авторизации клиента, доступен по ссылке:
Теперь рассмотрим, как это работает.
Для клиента всё очень просто - ему нужно только-лишь щелкнуть кнопку «Бесплатно», после чего он автоматически попадает в интернет. Для персонала, обслуживающего хотспот, все еще проще - клиент справится с гостевым доступом в интернет самостоятельно, и не будет отвлекать по пустякам.
Но что же все-таки происходит при этом?
Сама по себе работа функции гостевого доступа использует принцип, в основе которого лежат все те же Тарифные пакеты и ваучеры. С одной стороны, использование Тарифаного пакета позволит вам полностью контролировать все параметры доступа «гостей» (лимиты скорости, лимиты времени или мегабайт). А с другой стороны, создание персональных гостевых ваучеров повышает общую «защищенность» системы (это вам не «один пароль на весь колхоз»!). И напоследок, процесс генерации ваучера может быть легко автоматизирован (что, собственно,и используется для реализации режима).
Рассмотрим порядок действий и событий, участвующих в процессе предоставления клиенту гостевого доступа.
- Администратор хотспота создает специальный Тарифный пакет (гостевой). В параметрах Тарифного пакета Администратор указывает все те лимиты и ограничения, которые он желает назначить своим «гостям». Нужно ограничить время доступа - пожалуйста! Хочет Администратор «зарезать» скорость «гостям» - да на здоровье! Важно запомнить - все «гости» будут получать интернет именно с теми ограничениями, которые будут указаны в параметрах Гостевогоу тарифного пакета! Также, обращаю внимание на то, что создание этого Гостевого тарифа - это ЕДИНСТВЕННОЕ и «ОДНОРАЗОВОЕ» действие, которое выполняется «вручную» персоналом хотспота для реализации функции гостевого доступа. В дальнейшем ВСЁ остальное выполняется сервером хотспота «на полном автомате»! С учетом того, что Гостевой Тарифный пакет - это точно такой же Тарифный пакет, как и все остальные (обычные), на него тоже распространяется весь список лимитов, которыми вы можете управлять в модифицированной версии программы Easyhotspot, приведенный на странице «Лимиты клиентов хотспота».
- Новый клиент подключается к хотспоту. На данном этапе это пока что неавторизованный клиент. Он запускает браузер и пытается перейти на какую-нибудь страницу в интернете. Так как клиент неавторизован, вместо запрошенного сайта он получает от хотспота страницу авторизации. Но, как было сказано (и показано) выше, при включенном режиме Гостевого доступа это уже «немного другая» страница авторизации.
- Страница авторизации (уже непосредственно в момент своего появления в браузере клиента) проверяет базу хотспота на предмет наличия в ней гостевого ваучера для данного подключившегося клиента. Если такой клиент в базе уже есть, то страница просто извлекает из базы его пароль и вместе с логином скрытно подставляет в форму авторизации. Если же такого клиента в базе нет, то сначала страница генерирует для этого клиента персональный гостевой ваучер и записывает его в базу хотспота. После этого учетные данные (логин/пароль) только что сгенерированного ваучера точно также скрытно подставляются в форму авторизации. Таким образом, в любом из случаев страница «автоматом» готова к попытке бесплатной авторизации гостя. При этом, еще раз подчеркиваю, что всё это происходит «на полном автомате», абсолютно без каких-либо «телодвижений» со стороны как персонала хотспота, так и самого клиента.
- Клиент нажимает кнопку «Бесплатно».
- Страница отправляет серверу (RADIUS) на проверку значения логина и пароля персонального гостевого ваучера, скрыто введенные (ей самой) в форму авторизации.
- Сервер проверяет логин и пароль, после чего, если это уже не первое подключение данного клиента, дополнительно проверяет, не израсходовал ли «гость» отведенные ему лимиты времени и/или мегабайт. Если с лимитами все ОК, то сервер авторизует клиента, назначая также (если такое указано в параметрах Гостевого Тарифного пакета) необходимые лимиты скорости подключения «гостя» к интернету.
- Гость попадает в интернет, а хотспот начинает отсчет отведенных ему минут и/или мегабайт. После того, как клиент их израсходует, хотспот автоматически отключит его от интернета. При попытке снова попасть на какой-то сайт, Клиент снова получит от сервера страницу авторизации взамен запрошенной.
- С учетом того, что клиент уже израсходовал отведенные ему лимиты гостевого доступа, теперь при нажатии кнопки «Бесплатно» он уже не сможет попадать в интернет (его персональный гостевой ваучер израсходован). Вместо этого он будет получать сообщение о том, что его лимиты израсходованы.
- НО!... С другой стороны, для гостевых ваучеров в системе используется дополнительный скрипт автоматического сброса учетных данных гостевого доступа. Для чего это нужно? Как только данные о проршлых сеансах клиента будут сброшены, Клиент снова оказывается «чист» перед хотспотом (как будто и не ходил в интернет вообще, и ни минут, и мегабайт не расходовал). И именно с этого момента (после того, как данные о его предыдущих сеансах будут сброшены) «гость» снова сможет попасть в интернет, нажав кнопку «Бесплатно». Таким образом, вы полностью контролируете своих «гостей». Выставьте время сброса, равным одному часу, и клиент сможет входить в интернет раз в час. Выставьте равным 1 суткам - будет входить раз в сутки. Установите равным 1 году, и можете смело считать, что гостевой доступ клиент получит только раз и больше «никогда»...
- В итоге, после того, как произойдет сброс учетных данных, клиент снова сможет нажать кнопку «Бесплатно» и попасть в интернет. Всё - цикл замкнулся...
Чтобы описанный в п.9 скрипт чистки просроченных гостевых ваучеров обрабатывал ваучеры только необходимых тарифов, а не всех подряд, Тарифным пакетам должен быть присвоен определенный параметр - администратор хотспота должен указать в свойствах, что этот Тариф - «гостевой». Из этого вытекает первая особенность «Гостевых тарифов» - БИЛЛИНГ САМ УДАЛЯЕТ ВАУЧЕРЫ ЭТИХ ТАРИФОВ, КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИХ СРОК ГОДНОСТИ (причем, удаляются как и использовавшиеся ваучеры, так и те, которые не были активированы клиентами (чтобы база не хранила в себе бесполезный «мусор»))!
Важное замечание по режимам гостевого доступа
Описанные выше алгоритм используется при «обычном» гостевом доступе. В общем случае этот «обычный алгоритм» можно проиллюстрировать такой вот временной диаграмой:
Иными словами, клиент получает доступ в интернет на какое-то время. По его прошествии присутствует некая пауза, во время которой хотспот не пускает клиента в интернет. Условно говоря, такую формулу доступа в интернет можно назвать как «полчаса раз в сутки». Естественно, что временные интервалы как доступа, так и паузы могут быть произвольными и настраиваются администратором хотспота. Такой режим реализуется, если в параметрах Тарифного пакета указано, что он - «обычный гостевой».
С другой стороны, модифицированая версия программы Easyhotspot позволяет организовать гостевой доступ без пауз. И в настройках Тарифа этот режим так и надывается - «гостевой без пауз». В таком режиме, сеанс доступа клиента в интернет гарантированно «прерывается каждые ХХХ минут» (или часов, опять же, это настраивается администратором хотспота). В комбинации с возможностью показа рекламы страницей авторизации, данная функция позволяет организовать вариант обслуживания, при котором клиент хотспота «смотрит рекламу каждые ХХХ минут», после чего снова продолжает пользоваться интернетом. Учтите, что в этом режиме номинал тарифного пакета определяет длительность сеансов доступа в интернет между просмотрами рекламы! И это является (второй) особенностью «гостевого режима без пауз»: КЛИЕНТ БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ ВСЕ ВРЕМЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ СРОКА ГОДНОСТИ ВАУЧЕРА!
Вот таким образом работает гостевой доступ в модифицированной версии программы Easyhotspot.
Осталось добавить к вышесказанному еще лишь одно.
Easyhotspot, используя этот гостевой механизм, позволяет организовать доступ клиентов в интернет после просмотра рекламы. При этом используется все тот-же механизм Гостевого доступа, но (а) страница авторизации может иметь ваш произвольный дизайн (макет), и (б) кнопка гостевого входа появляется не сразу, а после некоторой паузы (устанавливаемой вами). Должен же клиент получше рассмотреть рекламу?!